Готов ли Ваш ребёнок к школе?
(тест)
Поступление ребенка в школу многое меняет в жизни семьи. Как оценить готовность вашего ребенка к школе? Это можно сделать, используя вопросы следующего теста. Каждый вопрос предполагает один из трех вариантов ответов: всегда, иногда, никогда.
Будьте искренни в оценках.
Оценка развития познания.
1. Владеет ребенок основными понятиями, например, правый – левый, большой – маленький, вверх – вниз?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например, вещи, которые могут кататься, и вещи, которые не могут кататься?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли удержать в памяти и выполнить, как минимум, три указания?
5. Может ли назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка языкового развития.
1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
3. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
4. Может ли объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом, за столом?
5. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой–нибудь произошедший с ним случай?
6. Четко ли ребенок выговаривает слова?
7. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
8. Способен ли он участвовать в общем, разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
1. Выглядит ли ребенок веселым?
2. Считает ли себя человеком, который многое может? Верит ли он в себя?
3. Легко ли малышу переключаться при изменениях в привычном распорядке дня, прейти к решению новой задачи?
4. Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общения
1. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
2. Соблюдает ли очередность, когда это требуется ситуация?
3. Способен ли слушать других не перебивая?
Восприятие и память
1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
2. Знает ли собственное имя и название основных предметов, встречающихся в повседневной жизни?
3. Способен ли разложить в заданной последовательности серию картинок?
4. Понимает ли, что читают с лева направо?
5. Может ли самостоятельно без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?
6. Удается ли ему сформулировать главную мысль картинки, проследить связи?
7. Умеет ли определять схожие и несхожие формы, например, найти картинку, не похожую на остальные?
8. Может ли различать сходные звуки, как, например, в словах год-кот, дом-том, шар-жар?
9. Умеет ли рифмовать слова?
10. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
11. Способен ли пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
2. Внимательно ли и с удовольствием слушает, когда ему читают вслух?
3. Задает ли вопросы о словах?
За каждый ответ «всегда» запишите 4 балла, «иногда» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов.
Посчитайте общую сумму.
Если сумма баллов больше 68, вы можете быть довольны результатами развития вашего ребенка;
Если вы набрали 34 - 68 баллов, ваш ребенок нуждается в специальных подготовительных занятиях.
Если сумма баллов меньше 34, вам необходимо как можно скорее обратиться к специалистам.
В любом случае, проанализируйте полученные результаты по блокам.
Выявите критические зоны развития по тем блокам, где вы набрали 0 или минимум относительных балов (относительные баллы вы получите, разделив сумму очков на количество вопросов в нем). Чем можете вы сами помочь ребенку? Решение, каких вопросов предполагает вмешательство профессионалов?