Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 

 Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

 

"Средняя общеобразовательная 

школа  №8"

 

г. Краснокаменска  

Забайкальского края

Уважаемый посетитель! Приветствуем Вас на страницах нашего сайта!

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 

         Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья.

         Информация

       В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире — вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Обучение детей с ОВЗ

      Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться. При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

    Школьники с ОВЗ учатся по:

-  Адаптированным образовательным программам (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.

- Адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.

- Индивидуальным учебным планам (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.

- Специальным индивидуальным программам развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

      Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.

      Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

- первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;

- второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;

- третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;

- четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

       Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий: диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы; диагноз продляют; диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей. Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

      

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

Федеральный уровень

 

Локальные нормативные акты:

 

 

Адаптированные образовательные программы

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение

 

 Участие обучающихся с ОВЗ НОО в интеллектуальных, спортивных и творческих в 2022-2023 уч.году

 

Консультации

 - родителям

 

- педагогам

 

Дата последнего обновления страницы 03.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения