Цифровая образовательная среда – являет собой совокупность условий, созданных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Федеральный рроект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
ЗА СЧЕТ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА К КОНЦУ 2024 ГОДА БУДУТ ДОСТИГНУТЫ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ:
В 29 549 ШКОЛАХ
будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды |
620 700 ПЕДАГОГОВ будут подключены к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды |
340 центров цифрового образования детей «IT-КУБ» будут открыты во всех субъектах Российской Федерации |
40% педагогов из не менее чем 30% школ будут использовать сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды
|
40% ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ из числа субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
01.01.2019 - 30.12.2024
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Ключевые организационные принципы построения ЦОС
Актуальные материалы о проекте "ЦОС" на официальных сайтах:
- Сайт Министерства просвещения Российской Федерации - Национальный проект «Образование»
- Портал проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
- Сайт Министерства образования Забайкальского края - Цифровая образовательная среда
- ГУ ДПО "Институт развития образования Забайкальского края"
Федеральные документы
- Паспорт национального проекта "Образование"
- Паспорт федерального проекта "Цифровая образовательная среда"
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 №649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды"
- Методические рекомендации по вопросам внедрения Целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации
- Методические рекомендации об организации повышения квалификации педагогических работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности в области современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий
- Письмо Минпросвещения России от 19 марта 2019 г. № МР-315/02 "О перечне оборудования"
- Распоряжение Минпросвещения России от 15.11.2019 № Р-116 «Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
- Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 N Р-135 «Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»
- Цифровая трансформация системы образования страны (презентация)
Региональные документы
- Распоряжение Правительства Забайкальского края от 3 июля 2019 года "О реализации мероприятий федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
- Приказ Министерства образования Забайкальского края от 25.11.2020 №1122 "Об утверждении перечня общеобразовательных организаций Забайкальского края, в которых планируется реализация мероприятий по обеспечению материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2021-2023 годах
- Приказ Министерства образования Забайкальского края от 15.06.2021 №643 "Об утверждении примерною муниципального плана мероприятий («дорожная карты») но реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на 2021-2024 годы"
- Приказ №801 от 29 июля 2019 года "Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды в Забайкальском крае"
- Паспорт регионального проекта Цифровая образовательная среда
Локальные нормативные акты
- Приказ о назначении ответственных за реализацию регионального проекта "Цифровая образовательная среда"
- Приказ о создании рабочей группы по внедрению регионального проекта "Цифровая образовательная среда"
- Положение о внедрении федерального проекта "Цифровая образовательная среда (ЦОС)" в МАОУ "СОШ №8"
- Дорожная карта МАОУ «СОШ №8» по реализации проекта «Цифровая образовательная среда» на 2021 – 2022 учебный год
- Центр естественно-научного направления "Точка роста"
- Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
- Материально-техническая база по программе ЦОС
Образовательные программы
- Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1х классов "Знакомьтесь - текст !" (Лащёва С.О.)
- Программа внеурочной деятельности для обучающихся 2х классов "Знакомьтесь - Интернет!" (Сапожникова А.А.)
и