Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября ваш ребенок станет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное? Чем вы занимались на уроке чтения? Что веселого было на уроке физкультуры? В какие игры вы играли? С кем ты подружился в классе?» и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя!

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.


Если имеются проблемы – не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное – своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

 

Девять  подсказок для родителей первоклассника.

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  1. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  1. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  1. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  1. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка  способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  1. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  1. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  1. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

 

Советы педагогов

 

      Итак, ваш ребенок скоро пойдет в школу. перед вами встает вопрос: Готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались с понятием "Готовность ребенка к школе". тема эта очень обширная, и нашей целью будет конкретИзИровать ее до такой степенИ, чтобы родИтелИ будущИх первоклассников могли понаблюдать за своим ребенком.

      Что же это значит и как определить, готов ли ваш малыш учиться? И для чего вообще знать это? Может, стоит не забивать себе голову, дождаться шести или семи лет (это уж как сложится), и отправиться в школу? Но ведь то, насколько ребенок будет готов к ней и определит его успешность в учебе. То есть, дошкольник при поступлении должен обладать определенным уровнем психического развития, который необходим для обучения. И дело не в том, умеет ли он читать, считать и писать.

       Понятие готовности включает в себя несколько характеристик.

       Во-первых, определенный интеллектуальный уровень развития. У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говортся в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти.

         Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

           Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю мотивацию от внешней. то есть, дошкольнИи должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор.

           

       

Уважаемые родители!

Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.


МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК:

 1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет?

 2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?

 3. Понимать смысл того, о чём ему читают?

 4. Чётко выговаривать своё имя?

 5. Запомнить свой адрес и номер телефона?

 6. Писать карандашами или мелком на бумаге?

 7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?

 8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

 9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?

 10. Слушать и следовать полученным указаниям?

 11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

 12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?

 13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

 14. Проявлять интерес к окружающим предметам?

 15. Ладить с другими людьми?



ЛУЧШИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.


1. Рекомендации для родителей по защите детей от негативной информации в сети Интернет -/left/informaciya_obraz/kontent_filtr/

 

2. Лига безопасного Интернета (раздел "Родителям и педагогам", полезные материалы) -http://www.ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/

 

3. Дети России Онлайн – http://www.detionline.com/

 

4. Образовательно-выставочный проект ОАО «Мобильный ТелеСистемы» (МТС) «Дети в Интернете» –http://detionline.com/mts/about, Советы и рекомендации родителям (брошюра) –http://detionline.com/assets/files/mts/booklet.pdf

 

5. Рекомендации компании Microsoft – http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/childsafety-internet.aspx

 

6. Рекомендации Лаборатории Касперского – http://www.kaspersky.ru/internet-security-center/internet-safety/kids-online-safety

 

7. Подборка полезных ссылок Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара –http://www.aodb.ru/parents/to_parents/links/index.php

 

8. Информационные Интернет-ресурсы образовательного назначения (Методические рекомендации ФГНУ "Институт информатизации образования Российской академии образования")

 

9. Интернет-навигатор Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака -http://www.ndbmarshak.ru/page/levoe_menju.mir_internet.internet_navigator/

 

10. Памятка (рекомендации) по организации профилактической работы в сети Интернет.

 

11. Центр Международных программ "Глобус"

 

12. Профилактика заболеваний: здоровый образ жизни

 

 

   Прежде чем начнем говорить о том, как родитель может проверить уровень готовности ребенка, необходимо сказать об определенных правилах.

            1. Все задания должны предлагаться в непринужденной обстановке. Это должна быть игра, или просто какая-то повседневная деятельность.

             2. Не стоит говорить ребенку, что вы собираетесь его проверять, он замкнется, или будет слишком напряжен.

             3. Это всего лишь наблюдение, поэтому оно может быть растянуто во времени, не торопите ни его, ни себя,  поберегите ваши с ним нервы.

             Итак, приступим к наблюдению.

             При поступлении в школу дошкольник должен иметь определенный уровень развитИи речи. Это, во-первых, словарный запас. Поговорите с ребенком. Какие части речи он использует? Часто ли присутствуют глаголы, прилагательные, деепричастия. Какими предложениями он говорит: простыми или сложными? Выразительна ли его речь? Для этого вам нужно просто найти  изображение любого сюжета и задать вопросы ребенку. Желательно, чтобы сюжет был незнаком. Спросите у малыша, кто изображен на иллюстрации. Что он делает? Какой он? Почему он делает именно это? Почему именно он так поступает? Замечательно, если ответы не будут односложными, речь выразительна, грамотна.

              Интересно понаблюдать, как дошкольник справится с таким заданием. Перед ним рисунок, на нем изображены два мальчика, идущих по улице. Один из них держит мяч, оба выглядят расстроенными. Предложите малышу составить рассказ по этой картинке. Помогите ему, если он затрудняется,  ведь сложнее всего начать! Задайте ему вопросы, на которые он должен ответить:

- что произошло с мальчиками?

- почему у одного из них мяч?

- почему они такие расстроенные?

- что происходит сейчас?

- о чем думает каждый из них, что хочет, что чувствует, что видит, что слышит?

- что будет дальше?

Это несложное задание, более того, интересное. Ребенок начнет фантазировать, сочинять, а вы послушаете его.

      Во-вторых, чтение. Каждый родитель задается вопросом: должен ли ребенок уметь читать до школы. Если ваш малыш проявляет желанИе научиться этому, вы можете сами научить его буквам или же доверить обучение профессионалу. Сейчас это не так сложно: существуют репетиторы, нередко воспитатели в детском саду занимаются этим в частном порядке. Очень повезет, если в вашем детском учреждении заведены регулярные занятия с детьми. И, тем не менее, когда вы придете в школу, у ребенка обязательно поинтересуются, умеет ли он читать. Помните, что проверяют не скорость, а способ чтения (слово, слог, буква) и его сознательность. Понимает ли ребенок, что он только что прочитал, в состоянии лИ ответить на вопросы. Следовательно, если чтение доступно дошкольнику, попросите его почИиать вам, а потом задайте несколько вопросов по сюжету, спросите, понравилось ли ему то, о чем он прочитал, пусть он выскажет свое мнение.

             С чтением разобрались. Дальше у нас по плану проверка математических способностей ребенка. Начнем, конечно же, со счета. Попросите ребенка:

- посчитать от 1 до 10;

- от 3 до 8;

- назвать число, которое стоит перед 5;

- назвать число, которое стоит после 4;

- назвать число, которое стоит между 5 и 7.

         Могут быть полезны такие вопросы: из каких чисел состоит число 5; какое число на 1 больше числа 6; на сколько 5 больше 3? Схема понятна, мы просто играем с числами. Предложите решить простейшую задачку: у Оли есть кукла, а у Саши машинка. Сколько всего игрушек у ребят? Катя съела апельсин, грушу и яблоко. Сколько фруктов съела девочка?

Это элементарные задачи, вы можете их усложнять. Интересны будут и такие задания:

- сколько медведей встретила в лесу Маша?

- сколько Гномов встретила Белоснежка?

- сколько животных жило в рукавице?

          Вспомните сказки, мультфильмы. Придумайте вопросы со словом "сколько". а так же не забудьте, что малыша можно и подловить  задачками шутками:

            ?  На дереве было три гнезда. В каждом гнезде по щенку. Сколько всего щенков сидело в гнездах?

            ?  У одной вороны три крыла, а у другой на одно крыло больше. Сколько крыльев у второй вороны?

            Предложите дошкольнику самому составить задачу. Сначала ему будет трудно. Может быть, вы сделаете это вместе. А потом можно просто задать число. Задачей ребенка будет придумать к нему сюжет с вопросом. Если ему не понятно слово "задачка", то используйте термин "математический рассказ".

            Проверьте логическое мышление ребенка. Примерные задания могут быть такого плана, как назвать одним словом:

- белку, ежа, медведя;

- январь, Июль, Июнь.

 А теперь попробуйте ответить на такие вопросы:

- внимательно ли ребенок слушает инструкцию?

- понимает ли условия задачи?

- сосредоточен ли он в своей работе?

- может ли работать по образцу?

- волнуется ли?

- встречая трудности, преодолевает их или бросает начатое?

ответы на эти вопросы и будут говорить о психологической готовности к школе.

            Существуют также типовые тесты на определение уровня готовности.

           1. Попростите нарисовать человечка: "Возьми лист бумаги и нарисуй человечка. Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя". В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги, нижняя часть туловища отделена от верхней. Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.

           2. Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами: "Ей дан чай". Инструкция может быть следующая: "Посмотри внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно так же". Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но не больше чем в два раза. А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву, которая будет выше остальных.

            3. Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.

             Ваш малыш собирается в школу. Если вы видите, что ему многое дается с трудом, и тем более у него нет желания, не стоит его заставлять. в конце концов, он просто не готов. Мы с вами это и хотели выяснить.

              И, пожалуйста, не забывайте о том, что ваш ребенок может быть не готов к школе по чИито физИилогическим критериям. Многие стараются отдать малыша в школу по достижении им шести лет. Но подумайте, сможет ли он выдержать учебную нагрузку? А ведь для него она будет велика. Здоровые детки не всегда справляются с ней. Ответьте себе на такой вопрос: есть ли у ребенка хронические заболевания, переносил ли он тяжелые болезни в этом году. Часто ли он болеет вообще? Если вы отвечаете положительно, то не стоит спешить. Проконсультируйтесь с педиатром. ПодождИте еще год, он у вас есть.