Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) введен с 2012 года для обязательного изучения во всех образовательных учреждениях страны. Состав учебных предметов и место курса определены в Поручении Президента РФ Д.А. Медведева Председателю Правительства РФ В.В. Путину по итогам его встречи с Патриархом Кириллом и лидерами других российских конфессий 21 июля 2009 года:

          «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых  вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:

  • основы православной культуры,

  • основы исламской культуры,

  • основы буддийской культуры,

  • основы иудейской культуры,

  • основы мировых религиозных культур 

  • основы светской этики

для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)»  

               Таким образом, курс ОРКСЭ включает шесть учебных предметов или модулей по выбору семьи ребенка:

   четыре предмета или модуля по религиозным культурам:

        - православного христианства,

        - ислама,

        - буддизма,

        - иудаизма

    и два предмета или модуля нерелигиозного содержания:

        - по светской (гражданской) этике и

       - религиоведению (сведения об основных традиционных религиозных культурах народов, подготовленные без участия религиозных организаций).

      Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

        Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
             Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
        Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

          Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

              Задачи учебного курса ОРКСЭ:

      1.   знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

       2.   развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

       3.   обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

     4.   развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

      В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

      знать/понимать:

  основные понятия религиозных культур;

  историю возникновения религиозных культур;

  историю развития различных религиозных культур в истории России;

  особенности и традиции религий;

 описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

       уметь:

   описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

   излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

   соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

   участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

   готовить сообщения по выбранным темам.

 

Уважаемые родители!

По всем вопросам, связанным с изучением курса ОРКСЭ, вы можете обращаться к учителю Сапожниковой А.А., кабинет 310